14:38 Метапредметные связи на уроках математики и информатики как средство повышения мотивации учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные связи на уроках математики и информатики как средство повышения мотивации учащихся
Современная система образования столкнулась с очень большой проблемой – потерялся престиж знаний. Один из моих учеников как-то мне сказал: «Я не хочу хорошо учиться, те, кто хорошо учится, становятся учителями, а те, кто плохо - начальниками». Дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше, чем грамотные. Нынешнее поколение ходят в школу, не потому что хотят узнать что-то новое, а потому что так надо, так принято, заставили родители. Соответственно и информация, которую они получают на уроке не становится знанием, все делается только для того, чтобы получить оценку, а потом благополучно забыть. Так на уроках информатики дети считают, что все необходимое они уже итак знают, а все остальное им не пригодится, а математика это вообще скучный и трудный предмет, который нужен только для того, чтобы сдать экзамен и получить аттестат. Поэтому необходим такой механизм, который заставит знания преобразовываться в навыки самостоятельности и осознанности их применения. И таким механизмом является внутренняя мотивация, т.е. никакие нотации не помогут, ребенок должен захотеть сам, а учитель сделать все, чтобы он захотел. Проанализировав приоритеты современных детей, понимаешь, что они воспринимают только ту информацию, которая может их развлечь, приближена к их жизненному опыту, может сделать их жизнь проще, которая позволяет продемонстрировать свою уникальность, а иногда и превосходство. Метапредметные связи на уроках позволяют решить каждую из этих потребностей. Сегодня понятия «метапредметное обучение» и «метапредметные связи» приобретают особую популярность и это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в систему новых образовательных стандартов. Не зря в КИМах ГИА по математике появился раздел «Реальная математика». В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Метапредметный подход предполагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Т.е. метапредметный подход позволяет сформировать личность с целостной системой знаний о мире. И мне хотелось бы остановиться на этих методах и педагогических технологиях, которые позволяют эффективно начать или продолжить изучение темы, а также о способах проверки этих знаний, которые их не испугают, а заставят развиваться дальше.
Нестандартные задачи, задачи на смекалку, игры и конкурсы чаще всего предлагаются учащимся в качестве разминки вначале урока, для разрядки, смены вида деятельность в течение урока или в качестве дополнительного задания, но самое интересное, их можно использовать и для проверки знаний. В отличи от привычных способов контроля, которые вызывают дискомфорт и волнение, эти же наоборот располагают к себе. Такие задания позволяют не только заинтересовать в теме, но я выявить одаренных детей. Например, изучив тему «Дополнительные возможности текстовых процессоров», т.е. научившись работать с таблицей, предложить им задание по самостоятельной разработке кроссворда по любому из школьных предметов, таким образом, учащийся закрепляет свои знания сразу по двум предметам.
Обсуждение с учащимися хорошо знакомой им жизненной ситуации, разобраться в ее сути с помощью нового материала. При этом обращение к жизненному опыту, всегда сопровождается анализом собственных действий и ощущений, а это немаловажный воспитательный аспект.
Иногда приходится услышать: «А зачем мне это надо?». И действительно, если ребенок не понимает, где ему может понадобиться приобретаемое сегодня знание, то он и не будет им овладевать. По этому мы, не дожидаясь, таких вопросов должны сообщить, а значит и заинтересовать в том, что это непременно пригодится им в жизни, профессиональной деятельности или при изучении какого-то другого материала, важность которого сомнения не вызывает. И это все должно быть наглядно продемонстрированно. Также очень хорошо помогает ролевой подход, когда учащимся предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, или деловая игра. Играть всегда интереснее, чему учиться, а в ходе игры можно незаметно для себя овладеть новыми знаниями, очень хорошо это получается при решении экономических задач в фирме по производству компьютеров.
В качестве приема может послужить создание проблемной ситуации, преодолев которую, ученик осваивает новые знания, умения и навыки, при этом появляется азарт: кто первый, у кого лучше, интересней и т.д. Хорошим способом для проявления своих творческих способностей является проектная деятельность, также дети могут реализовывать свои способности в своих мини-исследованиях. Они развивают универсальные учебные действия, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов.
Подведя итог вышесказанному, мы имеем, что создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики и математики. Особенно удачно, это получается, посредством метапредметных связей, и требует большого педагогического искусства. Но все же есть современные педагогические технологии, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |