Главная » Статьи » Статьи

Использование электронных образоввательных ресурсов в процессе преподавания математики и информатики в условиях ФГОС

Знания, даваемые насильно, душат разум.

А. Франс

Современные дети, пришедшие на урок информатики в первый раз, практически все уже имели опыт работы за компьютером ранее. С одной стороны работа учителя  упрощается, но это только первое впечатление. Ведь то, чем они занимаются дома трудно назвать «работой за компьютером», чаще всего – это социальные сети и игры. В этом наши ученики и видят основное назначение компьютера, чего и ждут от уроков информатики. Но столкнувшись с необходимостью решения задач, много теоретических уроков, да и практические задания им кажутся не так интересны, как их привычная деятельность за компьютером, часть учеников теряют интерес к предмету информатика.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь». Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Это ни в какой мере не конкурирующие дисциплины (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). При этом информатика — это не часть математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга [6, с.39]. При этом к математике чаще всего тоже не устойчивый интерес, основная причина – сложность предмета. Поэтому задача учителя математики и информатики найти такие педагогические технологии во всем их разнообразии, которые бы заинтересовали и мотивировали учеников на изучение этих наук.

Познакомившись с  разделом ФГОС  «11.3. Математика и информатика»  понимаю, что наряду с традиционными уроками важную часть уроков должны занимать уроки, где наибольшую активность проявляет сам ученик. Использовать такие формы, при которых ученик будет понимать практическую необходимость изучения данной темы, развивать свой интеллект, самостоятельность, творчество, развивать свои алгоритмические способности, учить самоорганизации, уметь планировать результат, и что немаловажно, оказывать существенное влияние на мировоззрение.

Но какие бы методы и способы работы на уроке мы не рассматривали, хорошим подспорьем являются электронные образовательные ресурсы. В условиях введения ФГОС предполагается индивидуальный подход ко всем учащимся, и не столько учить ребенка, сколько подтолкнуть его к тому, чтобы он сам добывал эти знания. Используя ЭОР организовать это гораздо проще. Есть возможность организовать индивидуальную работу, либо работу в группах, которые могут быть организованы, как по интересам, так и по способностям. В настоящее время существует очень много уже готовых ЭОР, много возможностей у учителя и для воплощения собственных идей. Самое главное выбрать тот, который позволит достичь цели урока оптимальным способом. В таблице представлены те способы, которые я использую на своих уроках.

Вид работы

ЭОР

ПРИМЕР

Изучение нового материала

Презентации

Выводит на всеобщее обозрение определения, свойства, выводы, графики, таблицы, схемы, картинки и т.д.

Видео

 

  • Видеокейс;
  • Видеоуроки;
  • Электронные учебники.

Таблицы, схемы

 

  • ЦОР к УМК Семакин И.Г.;
  • Сами структурируем информацию.

Интернет-ресурсы

  • Заполнить таблицу;
  • Создать глоссарий;
  • Web – квест;
  • Кейс – метод.

Закрепление пройденного материала

Презентации

 

Наглядно при фронтальном опросе; удобно при выполнении заданий, где требуется дописать, соединить, подчеркнуть и т.д., используя возможности интерактивной доски.

Кроссворды, ребусы

 

  • Решение готовых;
  • Составление своих собственных.

Авторские ЭОР

  • Дальтон-технология;
  • Метод проектов.

Контроль и оценка знаний учащихся

Тесты

 

  • Решение тестов online;
  • Решение тестов, созданных в программе MyTest.

Авторские ЭОР

Хороший способ для реализации творческого потенциала по изученной теме.

Презентации

Используется при защите проекта, при подготовке сообщения.

 

Презентация – одно из эффективных средств организации обучения, мощное педагогическое средство, которое выходит за рамки традиционной урочной системы. Сейчас большинство учителей используют на уроках презентацию. Главное при создании презентации учитывать несколько простых правил: размер шрифта не менее 25 пунктов; правильно подбирать сочетание цветов для фона и шрифта; слайдов не должно быть слишком много; слайды не должны быть перегружены; в презентации на должно быть избыточной анимации и звуков, которые не несут смысловой нагрузки; презентация должна дополнять и иллюстрировать то, о чем идет речь, и ни в коем случае, не дублировать [4].

Под видеокейсом понимают видеоролик продолжительностью около 15 минут. Учебные видеокейсы широко используются на практике в качестве современных средств обучения [2]. На уроках я предлагаю посмотреть видеоролики о великих людях, внесших свой вклад в развитие науки, а также о достижениях в области математики и информатики. После просмотра обсуждаем, делаем выводы и прогнозируем дальнейший ход событий.

Использование видеоуроков – уже не редкость. Они дают возможность ученикам поработать самостоятельно в своем собственном темпе, есть возможность вернуть назад, прервать, чтобы сделать записи, задать вопросы или обсудить.

Единая коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов, Единое окно доступа к образовательным ресурсам, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, а также множество дисков с ЭОР являются хорошими помощниками любому учителю. Там я для себя нахожу электронные варианты учебников, методической литературы, журналы, разработки интересных уроков, тесты и многое другое.

В настоящий момент существует очень много форм работы с Интернет-ресурсами, но есть проблема в том, что ученик может очень долго «гулять» по просторам всемирной паутины, поэтому иногда требуется ограничить списком сайтов. Используя эти ресурсы  можно заполнить таблицу, составить схему по образцу, создать глоссарий.

Глоссарий — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно глоссарии стали предшественниками словаря [2]. Их мы создаем при изучении новой темы, где встречается много новых понятий. Например, ученики 9 класса при изучении темы «Компьютерные сети», создавали свой глоссарий. Часть терминов, определение которых им нужно было найти, были представлены в задании, как обязательные. Остальными каждый дополнял самостоятельно на свое усмотрение, потом все участвовали в обсуждении новых понятий.

Web-квест является веб проектом в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета. Он развивает мышление учащихся на стадии анализа, учит самостоятельности, умению обобщать и оценивать информацию, а также навыкам работы на компьютере в той среде, в которой создается проект. Ученики 9 класса, работая над базой данных «Профессии», где они рассматривали интересующие их профессии, часть информации брали из интернета. Так, например, при  заполнении поля «Востребованность на рынке труда в г. Шадринск», пользовались сайтом Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России»: http://trudvsem.ru. Также использовала готовый Web-квест в 11 классе при изучении тем «Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере», который разработал и представил на сайте web-quest.ucoz.ru учитель информатики Мугалимов Дарвин Тимербулатович.

Его же разработку кейса я использовала при изучении темы «Логика» в 11 классе. Это еще одна новая форма обучения. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями [1]. Еще один кейс в 8 классе был проведен в форме деловой игры «Журналист». Где ученики, попробовав себя в роли главного редактора, журналистов,  художников-фоторепортеров, обобщили и применили свои знания о вводе, редактировании, форматировании и печати текстовой информации для решения реальной задачи. Результатом стала выставка печатной продукции: газеты, брошюры и публикации. Ученики 10 класса повторили различные темы по информатике в ходе игры «Профессии компьютера». Каждый из них побывал в роли сотрудника компании по производству программных продуктов. Среди них были программисты, экономисты, инженеры и менеджеры по рекламе, которые решали реальные задачи, повышали свою квалификацию.

Также дети участвуют в создании своих собственных, авторских ЭОР, работая над проектом или по Дальтон-технологии. Дальтон-технология наиболее близка к методу проектов. Она основана на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Задания в этой технологии носят уровневый характер, рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним, чётко формулируется цель задания, а значит и результат [3, с 260]. Такие задания я использую в конце изучения каждой темы по информатике. Так на интегрированном уроке информатики и математики ученики 8 класса, работая с мультимедиа презентацией, решали задачи по теме «Четырехугольники»  из курса геометрии. Задачи были разбиты на 3 уровня сложности, в зависимости от решенной задачи они получали свою оценку по математике. Решенную задачу нужно было представить на слайде презентации, используя анимацию. Таким образом, дети получили оценку по информатике. Критерии оценки были оговорены заранее.

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проект предполагает создание какого-либо нового объекта,  в процессе решения значимой проблемы. Это задание в сравнении с Дальтон-технологией более сложное, выходящее за пределы страниц учебника, требующее значительной самостоятельности, исследовательской деятельности. При этом оба эти способа помогают показать практическую необходимость изучения данной темы и межпредметные связи.

Решение тестов объективный и быстрый способ проверки знаний учащихся. Электронные тесты гораздо удобнее, так как проверка проводится автоматически. Сейчас очень много готовых online-тестов, с помощью которых можно проверить знания по теме, подготовиться к экзаменам и различным интернет-олимпиадам. При необходимости, всегда есть возможность сделать это самостоятельно. Я для этого использую программу MyTest.

ЭОР используются нами и во внеурочной деятельности. Так, на внеклассных мероприятиях, в зависимости от темы или ситуации, обязательно есть презентация, фильм, ролики или анимации.

Также у нас работает школьный пресс-центр, где совместно с детьми создается школьная газета «Переменка», часть информации из сети Интернет, остальное – школьные события. Всю информацию обрабатываем и размещаем на страницах издания. Эту работу тоже можно назвать групповым проектом, где дети получают хороший опыт совместной работы, развивают свои коммуникативные способности, получают навыки работы в текстовом редакторе.

Работая над реферативной работой по математике «Танграм» с учеником 5 класса мы также пользовались электронными ресурсами. Из сети Интернет мы брали примеры контурных рисунков, которые учились собирать, а также играли во флэш-игру «Танграм».  Для защиты проекта создали презентацию, с помощью которой показали способы игры в Танграм, а также используя анимацию, смогли наглядно продемонстрировать парадокс в Танграме.

Используя разнообразные способы работы с информацией на уроке и во внеурочное время, я надеюсь заинтересовать детей в предмете, а также мотивировать их на дополнительное самостоятельное изучение, понравившейся темы. Только используя различные электронные образовательные ресурсы можно сделать процесс обучения ярким, увлекательным, полноценным и эффективным. Также использование ЭОР значительно экономит время на уроке, а это значит, мы сможем дать гораздо больше знаний, и закрепить их. Ни для кого не секрет, что некоторые лучше воспринимают информацию на слух, другие - зрительно и, конечно, всем нужна практика. Электронные образовательные ресурсы позволяют нам решить все эти задачи.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-507 - Интернет-ресурсы
  2. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki - Интернет-ресурс
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В.С. Кукушина. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. – Работа более 3-х авторов
  4. Смирнов И.А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе. URL: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36267.php - Интернет-ресурсы
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года) Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО. Москва, 2010. –Проект ИСИО РАО
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2011. — 79 с. – Работа двух авторов
Категория: Статьи | Добавил: maria_petrova85 (19.01.2015)
Просмотров: 1012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
§