Главная » 2016 » Январь » 15 » Метапредметные связи на уроках математики и информатики как средство повышения мотивации учащихся
14:38
Метапредметные связи на уроках математики и информатики как средство повышения мотивации учащихся

Метапредметные связи на уроках математики и информатики как средство повышения мотивации учащихся

 

Современная система образования столкнулась с очень большой проблемой – потерялся престиж знаний. Один из моих учеников как-то мне сказал: «Я не хочу хорошо учиться, те, кто хорошо учится, становятся учителями, а те, кто плохо - начальниками». Дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше, чем грамотные. Нынешнее поколение ходят в школу, не потому что хотят узнать что-то новое, а потому что так надо, так принято, заставили родители. Соответственно и информация, которую они получают на уроке не становится знанием, все делается только для того, чтобы получить оценку, а потом благополучно забыть. Так на уроках информатики дети считают, что все необходимое они уже итак знают, а все остальное им не пригодится, а математика это вообще скучный и трудный предмет, который нужен только для того, чтобы сдать экзамен и получить аттестат. Поэтому необходим такой механизм, который заставит знания преобразовываться в навыки самостоятельности и осознанности их применения.

И таким механизмом является внутренняя мотивация, т.е. никакие нотации не помогут, ребенок должен захотеть сам, а учитель сделать все, чтобы он захотел. Проанализировав приоритеты современных детей, понимаешь, что они воспринимают  только ту информацию, которая может их развлечь,  приближена к их жизненному опыту, может сделать их жизнь проще, которая позволяет продемонстрировать свою уникальность, а иногда и превосходство. Метапредметные связи на уроках позволяют решить каждую из этих потребностей. Сегодня понятия «метапредметное обучение» и «метапредметные связи» приобретают особую популярность и это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в систему новых образовательных стандартов. Не зря в КИМах ГИА по математике появился раздел «Реальная математика». В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Метапредметный подход предполагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Т.е. метапредметный подход позволяет сформировать личность с целостной системой знаний о мире. И мне хотелось бы остановиться на этих методах и педагогических технологиях, которые позволяют эффективно начать или продолжить изучение темы, а также о способах проверки этих знаний, которые их не испугают, а заставят развиваться дальше.

  1. Педагогические технологии, формирующие мотивацию, посредством своей занимательности

Нестандартные задачи, задачи на смекалку, игры и конкурсы чаще всего предлагаются учащимся в качестве разминки вначале урока, для разрядки, смены вида деятельность в течение урока или в качестве дополнительного задания, но самое интересное, их можно использовать и для проверки знаний. В отличи  от привычных способов контроля, которые вызывают дискомфорт и волнение, эти же наоборот располагают к себе. Такие задания позволяют не только заинтересовать в теме, но я выявить одаренных детей.

Например, изучив тему «Дополнительные возможности текстовых процессоров», т.е. научившись работать с таблицей, предложить им задание по самостоятельной разработке кроссворда по любому из школьных предметов, таким образом, учащийся закрепляет свои знания сразу по двум предметам.

Педагогическая технология

Сущность технологии

Пример применения технологии

Личностно-ориентированное обучение

Обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Проблемное обучение

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания.

 

Технология развивающего обучения

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

 

  1. Педагогические технологии, опирающиеся на жизненный опыт

Обсуждение с учащимися хорошо знакомой им жизненной ситуации, разобраться в ее сути с помощью нового материала. При этом обращение к жизненному опыту, всегда сопровождается анализом собственных действий и ощущений, а это немаловажный воспитательный аспект.

Педагогическая технология

Сущность технологии

Пример применения технологии

Технология сотрудничества

Изучение материала за счет объединения знаний и умений различных участников образовательного процесса.

 

Проблемное обучение

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания.

 

Технология критического мышления

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

 

  1. Педагогические технологии, позволяющие показать значимость изучаемого материала для их жизни

Иногда приходится услышать: «А зачем мне это надо?». И действительно, если ребенок не понимает, где ему может понадобиться приобретаемое сегодня знание, то он и не будет им овладевать. По этому мы, не дожидаясь, таких вопросов должны сообщить, а значит и заинтересовать в том, что это непременно пригодится им в жизни, профессиональной деятельности или при изучении какого-то другого материала, важность которого сомнения не вызывает. И это все должно быть наглядно продемонстрированно.

Также очень хорошо помогает ролевой подход, когда учащимся предлагается выступить в роли того или иного действующего лица,  или деловая игра. Играть всегда интереснее, чему учиться, а в ходе игры можно незаметно для себя овладеть новыми знаниями, очень хорошо это получается при решении экономических задач в фирме по производству компьютеров.

Педагогическая технология

Сущность технологии

Пример применения технологии

Проблемное обучение

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания.

 

Технология сотрудничества

Изучение материала за счет объединения знаний и умений различных участников образовательного процесса.

 

Технология развивающего обучения

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

 

 

  1. Педагогические технологии, позволяющие проявить свою уникальность

В качестве приема может послужить создание проблемной ситуации, преодолев которую, ученик осваивает новые знания, умения и навыки, при этом появляется азарт: кто первый, у кого лучше, интересней и т.д.

Хорошим способом для проявления своих творческих способностей является проектная деятельность, также дети могут реализовывать свои способности в своих мини-исследованиях. Они развивают универсальные учебные действия, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов.

Педагогическая технология

Сущность технологии

Пример применения технологии

Технология полного усвоения

Создание условий для работы с каждым учеником в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

 

Личностно-ориентированное обучение

Обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Проблемное обучение

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания.

 

Технология сотрудничества

Изучение материала за счет объединения знаний и умений различных участников образовательного процесса.

 

Технология критического мышления

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

 

Подведя итог вышесказанному, мы имеем, что создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики и математики. Особенно удачно, это получается, посредством метапредметных связей, и требует большого педагогического искусства. Но все же есть современные педагогические технологии, т.е. вполне конкретные приемы и методы создания такой мотивации.

 

Просмотров: 667 | Добавил: maria_petrova85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
§