Главная » Статьи » Выступления

Возможности ИКТ в организации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

Знания, даваемые насильно, душат разум.

А. Франс

Современная система образования требует: наряду с традиционными уроками важную часть должны занимать уроки, где наибольшую активность проявляет сам ученик. Использовать такие формы, при которых ученик будет понимать практическую необходимость изучения данной темы, развивать свой интеллект, самостоятельность, творчество, развивать свои алгоритмические способности, учить самоорганизации, уметь планировать результат, и что немаловажно, оказывать существенное влияние на мировоззрение, то есть овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной и социальной.

Но какие бы методы и способы работы на уроке мы не рассматривали, хорошим подспорьем являются электронные образовательные ресурсы. В условиях введения ФГОС предполагается индивидуальный подход ко всем учащимся, и не столько учить ребенка, сколько подтолкнуть его к тому, чтобы он сам добывал эти знания. Используя ЭОР организовать это гораздо проще. Есть возможность организовать индивидуальную работу, либо работу в группах, которые могут быть организованы, как по интересам, так и по способностям. В настоящее время существует очень много уже готовых ЭОР, много возможностей у учителя и для воплощения собственных идей. Самое главное выбрать тот, который позволит достичь цели урока оптимальным способом. В таблице представлены те способы, которые я использую на своих уроках.

Вид работы

ЭОР

Пример

Изучение нового материала

Презентации

Выводит на всеобщее обозрение определения, свойства, выводы, графики, таблицы, схемы, картинки и т.д.

Видео

 

  • Видеокейс;
  • Видеоуроки;
  • Электронные учебники.

Таблицы, схемы

 

  • ЦОР к УМК Семакин И.Г.;
  • Сами структурируем информацию.

Интернет-ресурсы

  • Заполнить таблицу;
  • Создать глоссарий;
  • Web – квест;
  • Кейс – метод.

Закрепление пройденного материала

Презентации

 

Наглядно при фронтальном опросе; удобно при выполнении заданий, где требуется дописать, соединить, подчеркнуть и т.д., используя возможности интерактивной доски.

Кроссворды, ребусы

 

  • Решение готовых;
  • Составление своих собственных.

Авторские ЭОР

  • Дальтон-технология;
  • Метод проектов.

Контроль и оценка знаний учащихся

Тесты

 

  • Решение тестов online;
  • Решение тестов, созданных в программе MyTest.

Авторские ЭОР

Хороший способ для реализации творческого потенциала по изученной теме.

Презентации

Используется при защите проекта, при подготовке сообщения.

Интернет-ресурсы

Дебаты

Презентация – одно из эффективных средств организации обучения, мощное педагогическое средство. Ее мы используем на разных этапах урока. Но и учащиеся тоже готовят презентации при защите проекта или подготовке сообщения.

Под видеокейсом понимают видеоролик продолжительностью до 10 минут. На уроках я предлагаю посмотреть видеоролики о великих людях, внесших свой вклад в развитие науки, а также о достижениях в области математики и информатики. После просмотра обсуждаем, делаем выводы и прогнозируем дальнейший ход событий.

Использование видеоуроков – уже не редкость. Они дают возможность ученикам поработать самостоятельно в своем собственном темпе, есть возможность вернуть назад, прервать, чтобы сделать записи, задать вопросы или обсудить.

В настоящий момент существует очень много форм работы с Интернет-ресурсами, но есть проблема в том, что ученик может очень долго «гулять» по просторам всемирной паутины, поэтому иногда требуется ограничить списком сайтов. Используя эти ресурсы  можно заполнить таблицу, составить схему по образцу, создать глоссарий, подготовиться к дебатам.

Глоссарий — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Их мы создаем при изучении новой темы, где встречается много новых понятий. Например, ученики 9 класса при изучении темы «Компьютерные сети», создавали свой глоссарий. Часть терминов, определение которых им нужно было найти, были представлены в задании, как обязательные. Остальными каждый дополнял самостоятельно на свое усмотрение, потом все участвовали в обсуждении новых понятий.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок, но и эффективное средство для развития обучающихся, формирования у них коммуникативной компетенции. В конце темы «Интернет» мы выявляли его «плюсы» и «минусы».

Web-квест является веб проектом в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета. Он развивает мышление учащихся на стадии анализа, учит самостоятельности, умению обобщать и оценивать информацию, а также навыкам работы на компьютере в той среде, в которой создается проект. Ученики 9 класса, работая над базой данных «Профессии», где они рассматривали интересующие их профессии, часть информации брали из интернета. Так, например, при  заполнении поля «Востребованность на рынке труда в г. Шадринск», пользовались сайтом Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России»: http://trudvsem.ru.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. В 8 классе был проведен кейс в форме деловой игры «Журналист». Где ученики, попробовав себя в роли главного редактора, журналистов,  художников-фоторепортеров, обобщили и применили свои знания о вводе, редактировании, форматировании и печати текстовой информации для решения реальной задачи.

Также дети участвуют в создании своих собственных, авторских ЭОР, работая над проектом или по Дальтон-технологии. Дальтон-технология наиболее близка к методу проектов. Она основана на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Задания в этой технологии носят уровневый характер, рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним, чётко формулируется цель задания, а значит и результат. Такие задания я использую в конце изучения каждой темы по информатике. Так на интегрированном уроке информатики и математики ученики 8 класса, работая с мультимедиа презентацией, решали задачи по теме «Четырехугольники»  из курса геометрии. Задачи были разбиты на 3 уровня сложности. Решенную задачу нужно было представить на слайде презентации, используя анимацию.

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проект предполагает создание какого-либо нового объекта,  в процессе решения значимой проблемы. Это задание в сравнении с Дальтон-технологией более сложное, выходящее за пределы страниц учебника, требующее значительной самостоятельности, исследовательской деятельности. При этом оба эти способа помогают показать практическую необходимость изучения данной темы и межпредметные связи.

Решение тестов объективный и быстрый способ проверки знаний учащихся. Электронные тесты гораздо удобнее, так как проверка проводится автоматически. Сейчас очень много готовых online-тестов, с помощью которых можно проверить знания по теме, подготовиться к экзаменам и различным интернет-олимпиадам. При необходимости, всегда есть возможность подготовить тест самостоятельно. Я для этого использую программу MyTest.

ЭОР для формирования компетенций учащихся:

  1. Организация и проведение индивидуальной, исследовательской, творческой работы учащихся на уроке.
  2. Помощь при подготовке домашних заданий.
  3. Повышение учебных интересов.
  4. Автоматизированный самоконтроль.
  5. Помощь в организации обучения в удобном темпе и на выбранном учеником уровне усвоения материала.
  6. Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций.

ЭОР значительно экономят время на уроке, а это значит, мы сможем дать гораздо больше знаний, и закрепить их. Используя разнообразные способы работы с информацией на уроке и во внеурочное время, я надеюсь заинтересовать детей в предмете, а также мотивировать их на дополнительное самостоятельное изучение, понравившейся темы. Только используя различные электронные образовательные ресурсы можно сделать процесс обучения ярким, увлекательным, полноценным и эффективным. Ни для кого не секрет, что некоторые лучше воспринимают информацию на слух, другие - зрительно и, конечно, всем нужна практика. Электронные образовательные ресурсы позволяют нам решить все эти задачи.

Категория: Выступления | Добавил: maria_petrova85 (20.01.2015)
Просмотров: 560 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
§