Главная » Статьи » Выступления

Роль предмета Информатика и ИКТ в выборе профессии

«Человек в XXI веке, который не будет уметь

пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку

ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»

   Академик В. М. Глушков

 

Ни для кого не секрет, что мы на пути к информационному обществу. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Причем, все эти информационные процессы должны происходить автоматически. Действительно, на сегодняшний день представители большого числа профессий в своей профессиональной деятельности используют компьютер. Считается, что предмет «Информатика и ИКТ» как никакой другой ориентирован на подготовку учащихся к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования в Пояснительной записке к предмету «Информатика» сказано «На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории».

В нашей школе преподавание информатики ведётся со 8 по 11 класс. Мы работаем по учебникам Семакина И.Г. Безусловно, каждая из этих тем связана с той или иной профессией, в практикуме много хороших практических работ, но проблема в том, что они недостаточно ориентированы на какие-то конкретные профессии. Профориентация учащихся будет выше, если создать для этого определённые педагогические условия. Также это будет способствовать развитию первичных профессиональных навыков.

Итак, какими способами я решаю профориентационные задачи в своей работе:

1.      С девятиклассниками, изучая тему «База данных», мы создаем базу данных профессий, которые интересны им. Заполняя ее информацией, я надеюсь расширить их кругозор в мире профессий. Такая база данных содержит информацию о профессиях, их типе, личных качествах, которые необходимы людям этих профессий, в каких учебных заведениях можно получить эту специальность, какие экзамены сдаются при поступлении. Также знакомимя с информацией о востребованности данной профессии на рынке труда.

2.      По возможности, изучая тему или выполняя практическую работу, связывать её с какой-то профессией. Моя задача – рассказать об этой профессии. Совсем немного: название, основная деятельность, необходимые термины. Всё в ознакомительном порядке. Например, изучая текстовый редактор в 8 классе мы говорим об издательских системах и таких профессиях как издатель, корректор, редактор, верстальщик. Дети пробуют себя в изготовлении визиток, брошюр, газет и буклетов.

3.      Метод проектов. Конечно, для получения представления о какой-то профессии метод проектов – это основной метод. Именно выполняя проект, школьник может познакомиться с профессией, почувствовать себя специалистом в той или иной области.

Работа над проектами ведётся на разных уровнях. Сначала – это работа на уроке. Затем – внеклассная работа. То есть всё идёт своим чередом: если кто-то заинтересовался или проявил особые способности в какой-то области, будем заниматься дополнительно, будем участвовать в конкурсах.

4.      Итоговые уроки по темам я не всегда провожу в форме традиционной контрольной работы. Стараюсь проводить в виде собеседования, защиты проекта, один из их способов – это ролевые игры.

Недавно прочитала о такой форме ролевой игры, как «работодатель – потенциальный работник» или «заказчик – исполнитель» и на уроке разыгрываются соответствующие ситуации. Проверяют не то, как они зазубрили данную им теорию. Проверяют их понимание в той или иной области. Планирую использовать такую форму работы.

5.      Также в 10-11 классах стараюсь учитывать профиль, при подборе заданий. Например, изучая тему презентации, физико-математическому бы профилю можно было бы дать задание на создание мини-проекта «Наглядное решение стереометрической задачи», в то время как социально-экономический профиль создает презентацию «Полезные ископаемые Курганской области».

6.      Работая над школьной газетой «Переменка» мы тесно знакомимся с такой профессией как журналист и редактор, где все желающие могут проявить свои способности.

Важный момент, который считаю необходимым учитывать в профориентации – это мотивация. Например, такие профессии как программист, на первый взгляд кажутся неприглядными. Мало и тех, у кого есть способности к программированию.  Необходимо заинтересовать. Заинтересовать результатом, тем что сейчас они научаться составлять программу, которая решает квадратное уравнение самостоятельно.

Следующий момент, который влияет на формирование профессиональных навыков – это интеграция. В Пояснительной записке к предмету «Информатика» сказано: «Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь». Давайте детям задание, пусть они выполняют ваши профессиональные заказы.

У данной формы работы большие перспективы и возможности, так как с каждым годом компьютер внедряется в новые профессии. Это всего лишь кирпичик в системе образования. Но согласитесь, что в системе профессионального образования этот кирпичик – фундаментальный.

Категория: Выступления | Добавил: maria_petrova85 (20.01.2015)
Просмотров: 1158 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
§