Главная » Статьи » Статьи |
Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретённых знаний, без умений воспроизвести пройденный материал в необходимый момент обучение не даёт надлежащего эффекта. Таким образом, цель повторения – установить логические связи между различными темами; обогатить память, расширить кругозор, привести знания в систему, обобщить; самоорганизовать ученика. В.А Далингер обобщил часто встречающиеся классификации видов повторений (таблица 1). Таблица 1.
Обобщающее повторение — это деятельность, направленная на совершенствование ранее усвоенной учебной информации, в результате которой происходит индивидуальная трансформация знаний с целью установления новых связей и отношений между ними на более высоком уровне. Анализируя психолого – педагогическую литературу, И.А. Аввакумова (1) сформулировала следующие положения: Термин «обобщение» имеет двоякий смысл: «обобщение» как процесс — это выделение общего (существенного) из единичного, затем интегрирование этого общего для образования новой сущности. «Обобщение» как результат. С позиции учебно-познавательной деятельности ученика — это сформированность у учащихся умения обобщать, с позиции знаний, умений оно является проявлением таких качеств знаний, как системность, систематичность, обобщенность. Таким образом, обобщенность является структурным элементом качества знаний.
Таблица 2.
Рассматривая сформулированные положения в методическом аспекте, укажем, что формирование умений обобщать требует от учащихся одновременного оперирования совокупностью элементов знаний, которые должны быть актуализированы. Правильно организованное обобщающее повторение особо важно при подготовке учащихся к итоговой аттестации и вступительным испытаниям. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в высшее или среднее специальное учебное заведение. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов (курс В) проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. К тому же задания, которые выполняют на ЕГЭ, отличаются от привычных. С заданиями уровня А выпускники часто встречались на уроках, набольшую же трудность представляют задания уровней В и С. Как лучше подготовиться к Единому государственному экзамену? Поэтому проблема требует серьезного подхода. В психолого-педагогической и методической литературе существуют различные классификации методов обучения, но для подбора методов реализации обобщающего повторения, нами выбрана классификация В.А.Онищук, в основу которой положены дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся: 1. Коммуникативный метод, цель которого — усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы. 2. Познавательный метод, цель — восприятие, осмысление нового материала. 3. Преобразовательный метод, цель — усвоение и творческое применение знаний, умений. 4. Систематизирующий метод, цель — обобщение и систематизация знаний. 5. Контрольный метод, - цель выявление уровня усвоения знаний, умений и их коррекция. Выбор того или иного метода обусловлен спецификой темы, особенностью групп учащихся, видами и различными формами организации учебной деятельности, этапом изучения темы. Однако, при любой специфике при организации обобщающего повторения рамках образовательного процесса необходимо соблюдать последовательность следующих действий (таблица 3). Таблица 3.
И.А. Аввакумова выделяет следующие требования к содержанию и организации обобщающего повторения: 1. Цели обобщающего повторения должны быть диагностируемы. 2. База знаний для обобщающего повторения должна декларироваться и закладываться с первых уроков изучения новой темы. 3. Дидактические средства обучения должны быть доступны. 4. Приемы и методы должны соответствовать целям и задачам обобщающего повторения. 5. В процессе обобщающего повторения должны быть созданы условия для включения каждого учащегося (независимо от уровня усвоения знаний и умений) в различные виды деятельности, направленные на достижение поставленной цели. В самой структуре ЕГЭ содержится указание на то, как можно выстроить подготовку: существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько тематических блоков, выстроив повторение либо по содержательным (вычисления, буквенные выражения, уравнения, неравенства, элементы математического анализа и т.д.), либо по функциональным линиям. Согласно выделенным видам обобщения в обучении, обобщающее повторение в процессе подготовки к ЕГЭ по математике занимает место и роль итогового повторения. Оно осуществляется на всех уровнях и требует различных уровней абстрагирования. Т.е., обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ включает в себя практически все виды обобщения. Повторение темы «Функции и графики» лучше начать со свойств линейной и квадратичной функции, обратной пропорциональности, отработав ряд понятий (значение функции, область определения, возрастание и убывание функции и др.) с помощью задач на чтение графиков, после чего перейти к построению графиков и простейшим задачам, связанным с элементарными исследованием свойств функций. Потом предлагаем рассмотреть каждое из свойств функций в отдельности, работая с графиками. Затем перейти на повторение свойств и графиков показательной, логарифмической и тригонометрической функций, далее к свойствам сложных функций. И закончить обобщение функциональной линии следует повторением производной функции, и исследованием функции с помощью производной. Рассмотрим перечень контролируемых вопросов функциональной линии, содержание которых соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложение к Приказам Минобразования РФ № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99 – таблица 4).
Таблица 4 ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНИИ
Тестовые задания, которые предлагают на ЕГЭ отличаются, как по способу ответа на них, так и по своему содержанию, т.е. уровню знаний и умений, необходимых для выполнения. Выделяют три уровня. I уровень — учащиеся, имеющие минимальный уровень усвоения знаний и умений (не достигшие уровня обязательной подготовки), II уровень — учащиеся, имеющие средний уровень усвоения знаний и умений (достигшие уровня обязательной подготовки), III уровень — учащиеся, имеющие высокий уровень усвоения знаний и умений (выше уровня обязательной подготовки или уровень возможностей). С целью реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающего повторения , определим знания и умения соответствующие каждому уроню (таблица 5). Таблица 5 СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ОБУЧЕНИЯ
Для подготовки к выполнению заданий всех трех уровней Единого государственного экзамена нами разработаны тренажеры и тесты по различным темам, каждый из которых посвящен повторению какого – либо конкретного понятия. Рассмотрим примеры таких тестов.
ЛИТЕРАТУРА
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1899 | |
Всего комментариев: 0 | |