Главная » Файлы » Уроки

Терентий - крестьянский сын. Упрощение выражений.
22.01.2015, 07:04

Цель урока: повторить правила упрощения выражений и познакомить с детством великого хлебороба Т.С. Мальцева.

Задачи урока:

  1. Познавательная: систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Упрощение выражений».
  2. Развивающая: способствовать развитию у учащихся знаний о знаменитых людях России, развивать интерес к математике.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к истории родного края, чувство гордости к истории родного края, чувство гордости за известных людей Зауралья.

Оборудование: презентация, изображение рыбок с уравнениями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок, он посвящен простому человеку, человеку, который выращивал самое дорогое во все времена – ХЛЕБ, полеводу Т.С. Мальцеву. … «И в самом деле, как пленительна, поистине сказочная красота нашего края с его зеленокудрыми лесами, бескрайними полями, серебристыми речками и голубыми озерами! А каким могучим плодородием обладают наши черноземы, способные давать такие урожаи, о каких крестьянин в старое время мог только мечтать»… Эти поэтически вдохновенные слова принадлежат нашему земляку, новатору сельскохозяйственного производства Терентию Семеновичу Мальцеву.

III. Устная работа.

Решаю примеры, которые отображают годы жизни Т.С. Мальцева:

1235 – 1225 =

843 – 832 =

940 + 195 + 760 =

88 : 8 =

2 * (128 -124) =

958 + 94 + 942 =

IV. Решение задач.

10 ноября 1895 года, когда начались заморозки и сыпанул первый снежок, в семье Мальцевых родился сын. А сын – значит, хлебороб, помощник. Вместе с плачем маленького Терентия в избу Мальцевых пришло само счастье. Но в один из осенних дней умерла мать Терёши Васса. Ему было 2 года 10 месяцев. «Вот и тебе, Терёша, сиротинкой расти» - шептали губы отца Семёна, вернувшегося с кладбища.

Потом в избе поселилась молодая женщина Анна – новая мать. Она старалась быть ласковой с мальчиком и скоро у них завязалась дружба.

По воскресным дням Семён водил сына в молебен. Мальчику нравилось слушать, как там поют, смотреть на множество огоньков в тёмноватой избе.

Терёша подрастал. Он получил право убегать к речке, что протекала у самой деревни.

Задача 1.

При движении против течения, скорость которого 1 км/ч, расстояние 21 км лодка проплывает за 7 ч. Какое расстояние за это же время  она проплывет, двигаясь по течению?

  1. 21:7=3 (км/ч) скорость лодки против течения
  2. 3+1=4 (км/ч) собственная скорость лодки
  3. 4+1=5 (км/ч) скорость лодки по течению
  4. 5∙7=35(км) проплывет лодка по течению за 7ч.

Ответ: 35 км проплывет лодка по течению за 7 ч.

 Завелись у Терёши закадычные дружки: Евтишка, Гришутка и Викулка. Любимым занятием у них была рыбалка.

Задача 2.

Займемся рыбалкой. У нас есть три рыбки с уравнениями. Решите уравнение, предварительно упростив его.

  • Красная 42х-28х-170=600 (х=55)
  • Желтая 4m+5m+m=2350 (m=235)
  • Зеленая 65y-31y=102 (y=3)

 После рыбалки собирали ягоды в лесу за кладбищем.

Задача 3.

Вам предложено несколько математических моделей. Нужно объяснить, что они означают записанные равенства. У нас в корзине есть ягоды: а – клубника; b - земляника.

Что означают следующие равенства?

  • а+b=28
  • b=2а
  • b-а=17
  • a:в=5

Однажды, когда отец выпряг лошадь и понёс сбрую в сарай, Терёша вспомнил, что обещал приятелям надёргать конского волоса на лески для удочек. И когда он надёргал больше десятка волосков из хвоста Лысухи, лошадь лягнула его ногой, и Терёша отлетел на целую сажень в сторону.

Много дней и ночей пролежал Терёша в бессознательном состоянии и отец не отходил от него, проливая слёзы.

Потом, придя в сознание, пошёл на поправку. На его грудке осталась глубокая ямка.

Давайте подсчитаем количество волосков, которые Тереша надергал из конского хвоста.

Задача 4.

Сначала он выдернул 4x  волосков, потом в 2 раза меньше, чем первый раз, а потом еще решил выдернуть x волосков. Сколько всего конских волос выдернул Тереша?

Отец не отпускал Терёшу в школу, говоря, что в школу ходят те, у кого своего ума не хватает. И он, стоя на берегу, ждал Федьку, который показывал ему некоторые буквы. Почти каждый день от Федьки или от других ребят Терёша узнавал новые буквы, рисовал их, где придётся. Когда однажды он попросил отца: «Тятя, а можно мне в школу ходить?» - отец отказал.

Однажды он нашел на берегу листок бумаги с печатными буквами и сумел прочитать слова. Вот тогда у него зародились мечты о настоящей книжке. В Шадринске на базаре, когда отец дал Терёше маленькую медную монетку на пряник, он купил книжку «Колобок» и показал отцу. Но Семён забрал у сына книгу и изорвал её на мелкие кусочки, бросил под телегу. Терёша долго не мог забыть погибшую книжку «Колобок».

После рассказа друзьям о книгах, увиденных на базаре, Терёша получил от них книжку «Для третьего класса». Мальчик читал её, учился рисовать прописные буквы.

Когда пришла весть о войне, все мирные игры детей перестроились на военный лад: они играли в «наших» и «японцев». Терёша охотно участвовал в этих играх, но решительно отказывался быть японцем, когда жребий требовал играть на стороне вражеских войск.

Вскоре представился случай показать свою грамотность, когда ему пришлось читать письма с фронта и даже писать ответы. Варёное яичко было первым гонораром грамотея Терёши.

А сейчас вы покажите свою грамотность, решив номер из учебника.

Задача 5.

№248 (а,б)

Первую книжку  Терёша получил от учителя школы Ксенофонта Степановича  (благодаря Федьке). С этого дня жизнь Терёши стала светлее, радостнее, хотя и меньше оставалось времени на игры с ребятами. Читал он книги, когда отца не было дома, или летом убегал с книжкой в лес, на берег речки - в кусты. Как много дала Терёше география, не менее интересной оказались книжки о растениях, животных, птицах, явлениях природы.

После того, как отец нашёл у Терёши книжку, спрятанную на печи, то вместе со стариком наставником решили дать ему псалтырь учить, а потом читать в часовне на клиросе. И Терёше казалось, что он несёт почетную службу для страдальцев за правильную веру.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами повторили правила упрощения выражений и  поговорили о интересном и не простом детстве мальчика Тереши, который, повзрослев прославил Зауралье тем, что выращивал пшеницу, создавал новые сорта. Родина высоко оценила его заслуги: дважды Герой Социалистического Труда, Академик ВАСХНИЛ, золотая медаль «Серп и молот», орден «Знак Почета» и др.

VI. Постановка и комментирование домашнего задания.

Дома: §15 №248(в, г).

Категория: Уроки | Добавил: maria_petrova85
Просмотров: 158 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
§