Главная » Файлы » Уроки

А.С. Пушкин. Процессы хранения и передачи информации.
22.01.2015, 07:34

Цель урока: рассмотреть процессы хранения и передачи информации средствами художественных произведений А.С. Пушкина.

Задачи урока:

  • Познавательная: познакомить учащихся с процессом хранения и передачи информации на примере произведения А.С. Пушкина;
  • Развивающая: развивать мышление, познавательный интерес и навыки нестандартного подхода;
  • Воспитательная: воспитывать информационную культуру и гордость за свою страну.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Странное на первый взгляд сочетание вынесено в заголовок этой заметки. Никакой информатики, разумеется, Пушкин не знал, да и самой информатики в его времена еще не было. И все же перечитаем следующие с детства знакомые строки:

Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…

Разве это не тема для обсуждения таких вопросов, прямо относящихся к информатике, как

— несет ли канал связи ответственность за содержание информации?

— всякая ли информация достоверна?

— какие есть средства, чтобы защитить информацию от преднамеренного (или непреднамеренного) искажения?
— верным ли было решение царя Салтана повесить гонца?

На эти вопросы мы сегодня на уроке ответим.

  1. Изучение нового материала (блок 1)

Назовите годы жизни Пушкина.

Как же его произведения дошли до наших дней?

 Человек хранит информацию в собственной памяти, а также в виде за­писей на различных внешних (по отношению к человеку) носителях: на камне, папирусе, бумаге, магнитных и оптических носителях и пр. Благодаря таким записям, информация передается не только в про­странстве (от человека к человеку), но и во времени — из поколения в поколение.

Рассмотрим способы хранения информации более подробно.

Информация может храниться в различных видах: в виде записанных текстов, рисунков, схем, чертежей; фотографий, звукозаписей, кино- или видеозаписей. В каждом случае применяются свои носители.

Носитель — это материальная среда, используемая для записи и хра­нения информации.

Практически носителем информации может быть любой материальный объект. Информацию можно сохранять на камне, дереве, стекле, ткани, песке, теле человека и т. д. Здесь мы не станем обсуждать различные исто­рические и экзотические варианты носителей. Ограничимся современны­ми средствами хранения информации, имеющими массовое применение.

Носителем, имеющим наиболее массовое употребление, до сих пор остается бумага. Изобретенная во II веке н. э. в Китае, бумага служит лю­дям уже 19 столетий. Именно благодаря существованию бумажных носителей до нас дошли прекрасные произведения А.С. Пушкина. Какие произведения А.С. Пушкина вам известны?

Что касается долговечности хранения доку­ментов, книг и прочей бумажной продукции, то она очень сильно зависит от качества бумаги, кра­сителей, используемых при записи текста, усло­вий хранения. Интересно, что до середины XIX века (с этого времени для производства бумаги на­чали использовать древесину) бумага делалась из хлопка и текстильных отходов — тряпья. Чернилами служили натуральные красители. Качество рукописных докумен­тов того времени было довольно высоким, и они могли храниться тысячи лет. С переходом на древесную основу, с распространением машинописи и средств копирования, с началом использования синтетических красите­лей срок хранения печатных документов снизился до 200-300 лет.

Шли годы и появилось множество других носителей, которые не заменили, а дополнили бумажные носитель, к ним относятся (демонстрируются экземпляры кабинетного музея информатики): магнитные, оптические диски, флэш-память. В последние годы активно ведутся работы по созданию еще более ком­пактных носителей информации с использованием так называемых нано­технологий, работающих на уровне атомов и молекул вещества. В резуль­тате один компакт-диск, изготовленный по нанотехнологии, сможет заме­нить тысячи лазерных дисков. По предположениям экспертов приблизительно через 20 лет плотность хранения информации возрастет до такой степени, что на носителе объемом примерно с кубический сантиметр можно будет записать каждую секунду человеческой жизни.

  1. Практическая работа

Учащиеся работают с продемонстрированными учителем экземплярами носителей информации, ищут о них информацию в Интернете и готовят небольшие сообщения об этих носителях. Выступают перед классом, сообщая об истории появления, их плюсах и минусах.

  1. Изучение нового материала (блок 2)

Не все в XIX веке умели читать, да и не сразу они стали печататься. Но сказки Пушкина быстро получили популярность, каким образом? Распространение информации происходит в процессе ее передачи. Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи. Мы с вами рассмотрим  модель передачи информации по техническим каналам связи К.Шеннона.

Все способы информационной связи основаны на передаче на расстояние физического (элек­трического или электромагнитного) сигнала и подчиня­ются некоторым общим законам. Исследованием этих законов занимается теория связи, возникшая в 1920-х годах. Математический аппарат теории связи — матема­тическую теорию связи, разработал американский уче­ный Клод Шеннон.

Клодом Шенноном была предложена модель процесса передачи информации по техническим каналам связи. Работу такой схемы можно пояснить на знакомом всем процессе разго­вора по телефону. Источником информации является говорящий человек. Кодирующим устройством — микрофон телефонной трубки, с помощью которого звуковые волны (речь) преобразуются в электрические сигналы. Каналом связи служит телефонная сеть (провода, коммутаторы телефон­ных узлов, через которые проходит сигнал). Декодирующим устройством является телефонная трубка (наушник) слушающего человека — приемника информации. Здесь пришедший электрический сигнал превращается в звук.

  1. Подведение итогов урока

Ответим на те вопросы, которые мы поставили вначале урока.

— несет ли канал связи ответственность за содержание информации?

— всякая ли информация достоверна?

— какие есть средства, чтобы защитить информацию от преднамеренного (или непреднамеренного) искажения?
— верным ли было решение царя Салтана повесить гонца?

Сказка ложь, да в ней намек… И все же перечитайте еще раз сказки Пушкина. В большинстве из них движущей пружиной сюжета является именно информационный аспект. Вся “Сказка о царе Салтане” построена вокруг сначала подслушивающего царя, затем искажения информации завистливыми сестрами, потом на информации, получаемой Гвидоном во время его сказочных полетов к отцу. И как только информационный хаос рассеивается — все всё узнают, — сказка кончается. В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” все события тоже развиваются исключительно благодаря потокам информации. Что уж говорить про “Сказку о золотом петушке”, где заглавный персонаж имеет сугубо информационную функцию. Ни в русских народных сказках, ни в авторских сказках, созданных до А.С. Пушкина, вы не найдете такого. Гениальный Пушкин, видимо, ощущал, какая это мощная вещь — информация. И в его жизни именно информация сыграла роковую роль.

  1. Постановка домашнего задания

§ 7, ответить на вопросы. §8, ответить на вопросы, задания 7-8 – письменно.

 

Категория: Уроки | Добавил: maria_petrova85
Просмотров: 436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
§